Лидия Николаевна Козлова - Танич
Художественный руководитель и продюссер группы «Лесоповал»

"Рожденные в СССР" -"Лесоповал" Выпуск от 15.09.2021г.

Звёздный пасьянс. Лидия Козлова-Танич (Часть 1)

Звёздный пасьянс. Лидия Козлова-Танич  (Часть 2)

«Стихов Танича, не положенных на музыку, хватит еще на десяток альбомов!»

Неумолимо летит время. И вот уже 2017 на дворе! Но по-прежнему звучат с экрана телевидения, по радио, из автомобилей и окон домов песни тех, кого уже нет с нами.
Р. Рождественский, И. Шаферан, Л. Дербенёв - вот они самые яркие представители отечественной песенной поэзии.
17 апреля 2008 года ушёл из жизни Михаил Исаевич Танич - последний выдающийся поэт-песенник второй половины двадцатого столетия.
Человек непростой судьбы, хлебнувший сполна суровой жизненной действительности, прошедший сквозь огонь и воду, знающий почём фунт пресловутого лиха не понаслышке.
Он посвятил себя песне. Соавторами поэта в разные годы были Я. Френкель, А.Флярковский, О. Фельцман, А. Островский, В. Шаинский, Ю. Антонов, Д. Тухманов, В. Матецкий, И. Николаев, Саульский и многие другие.
С начача лихих девяностых годов прошлого века Михаич Исаевич посвятил себя не просто песне, а целому песенному театру, в котором он и поэт, и режиссер и душа всего коллектива.Вот уже 20 лет созданная им группа «Лесоповал» любима не только в России, но и далеко за ее пределами. Гастроли, поездки, творческие встречи - трудно найти точку на карте бывшего Союза, где бы ни знали «Лесоповала».


С уходом Великого поэта из жизни в музыкальной среде поползли слухи о, якобы готовящимся «роспуске» коллектива из-за отсутствия творческого согласия и идейного единения.

Встретившись с вдовой поэта Лидией Николаевной Козловой, на чьи хрупкие плечи легли обязанности художественного руководства коллективом после смерти мужа, я узнал много свежих творческих новостей из жизни коллектива, который успешно продолжает дело, начатое Таничем.

Лидия Николаевна, давайте с Вами сразу успокоим читателей и поклонников группы «Лесоповал» по поводу слухов о прекращении деятельности коллектива, группа же работает как и работала, может только чуть осиротела?

Говорю от первого лица! Группа «Лесоповал» работает в своем обычном, рабочем режиме, продолжает студийную и концертную деятельность. Готовится новая пластинка, сейчас пока рано говорить, идет творческий процесс. После смерти Михаила Исаевича ребята попросили меня, чтобы я возглавила коллектив, взяла на себя художественное руководство проектом. Ну, как, я могла им отказать? «Лесоповал» создавался на моих глазах, да и при моем непосредственном участии. Так, что сегодня я художественный руководитель группы Михаича Танича «Лесоповал». Поэтическая часть проекта даже не обсуждается. Это детище Михаила Исаевича Танича. Стихов, не положенных на музыку столько, что еще на добрый десяток альбомов хватит! А музыкальная часть - у нас коллективное творчество. Что-то пишут ребята, что-то замечательные композиторы Руслан Горобец, Аркадий Укупник, Виталий Окороков, Александр Добронравов, Игорь Слуцкий, Игорь Демарин, Игорь Азаров, может еще кто-то на горизонте обозначится!

Солист Сережа Куприк ушёл из группы по собственному желанию. Ему захотелось работать сольно. Пришел ко мне с огромным букетом роз, поговорили, все прояснили. Что ж, в добрый путь, Сережа! Каждый имеет право на выбор. Сегодня у нас как такового лидер-солиста в коллективе нет! Все ребята творческие, так, что поют все! Солисты: Стас Волков, Вячеслав Величковский, Олег Гонтарь.

Насколько я знаю, еще при жизни Михаила Исаевича коллектив покинул Александр Федорков - довольно функциональная фигура в группе - и музыку писал, и имел возможность решать административные вопросы, ему тоже авторского проекта захотелось?

Всякая власть портит людей. Взгляните на политиков - сразу все поймете. Кем были - кем стали. Не хочу ничего добавлять. Это личные взаимоотношения Михаила Исаевича и Александра Федоркова. Федорков, приличный композитор, хороший музыкант - но еще есть такое понятие как «коллектив», «рабочие отношения». Никаких склок и агрессивных ситуаций быть не должно. Каждый сам делает свой выбор. Искренне желаю Александру -удачи! Вместе с Таничем они создали крепкие лесоповальские песни.

Давайте о приятном. Наверное, не все читатели знают, что «Лесоповал» это не продюсерский проект, которых в шансоне сегодня десятки, а что-то личное?

Сразу скажу, что продюсером в современном понимании этого слова Михаил Исаевич не был. Кем же он был? Он был отцом ! Отцом коллектива ! Ребята в группу набирались по принципу соответствует имиджу и стилю или не соответствует (хотя великолепный светский лев и замечательный композитор Володя Матецкий, ну совсем не тянул на роль «солирующего лесоповальца»), хотя и кроме внешности, важна была и душа человека. А вот душу-то как увидеть? Как в нее заглянуть? Как определить свой человек или нет? Танич умел это делать! Пристально посмотрит так на человека, поговорит с ним и «вычислит» кто он и что он. Еще он никогда на моей памяти ни на кого голос не повышал! А вот что-нибудь такое крутое «отрезать», а главное - емкое - по этой части он мастер был большой! Но тут тоже ведь осторожность нужна, слово - это же целое оружие!

Сам Поэт видел в качестве главного солиста будущей группы артиста, знакомого зрителю по художественному фильму «Холодное лето 1953 года» по фамилии Приемыхов. Но! Не дозвонился, не достучался, короче - не сложилось! И вот поэтому - первый композитор «Лесоповала» ныне покойный Сережа Коржуков - стал первым солистом и замечательным, непревзойденным исполнителем.

Танич ведь не просто поэт, который выдумал всю эту лагерную историю. Тут одного таланта лирика маловато будет. Он человек, который прошел этот суровый путь. Он не воспевает зону или как некоторые пытаются передать, мол, романтик, какой-то лагерный! Ни в коем случае. Там ведь разные люди «за решеткой». Есть полные отморозки, которым никакие понятия и законы неведомы, а есть люди, которые оступились, но полны желания исправиться, вернуться к нормальной жизни. Но вот, что я хочу сказать и Вам, и всем читателям, так это, то что СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НЕТ! Если кто-то Вам пытается преподнести мысль о том, что есть там какая-то особая романтика, одно из двух - либо человек не понимает что к чему, либо он сознательно вводит Вас в заблуждение.

Кстати, где-то я слышал, что после трагической гибели первого солиста Сергея Коржукова, Михаил Исаевич, хотел «завязать» с «Лесоповалом», но не сделал этого, потому, что кто-то из «серьезных людей» ему угрожал суровой расправой?

Ох, уж эти слухи (смеется!) Хотя чуточку правды тут есть! На похоронах Коржукова к Таничу со словами соболезнования и просьбами продолжать начатое дело подходили самые разные люди, среди них оказался тот самый «серьезный человек» о котором Вы упомянули. «Танич - говорит он, если ты бросишь заниматься «Лесоповалом», я тебя убью!». Михаил Исаевич рассмеялся в ответ и произнес: «Ну, если так - то тогда точно не брошу!».

Говорят, даже ныне успешный композитор и исполнитель Игорь Слуцкий в былые годы приходил «попытать счастья» в «Лесоповале». Прослушали, не подошел?

Да, Игорёк приходил, прослушивался. Однако об этом я узнала, скажем так, относительно недавно. Он мне как-то в разговоре сказан «Лидия Николаевна, помните, я прослушиваться приходил?». Честно говоря, людей столько было, что как-то Игоря я упустила из памяти. Но ведь нет худа без добра! Может и не состоялся бы Игорь как композитор, и исполнитель, начни он работать в коллективе. А сейчас это востребованный артист и песни у него интересные, мелодические - то, что надо! С Таничем у него отношения были прекрасные. Да и сейчас Игорь в творческом активе «Лесоповала».

А были ли у Михаила Исаевича творческие фавориты среди композиторов?

Слово «фаворит» тут не совсем уместно. Были соавторы — замечательные композиторы, с которыми он работал, которых он уважал. Даже защищал! Вот, Юру Антонова в советское время не очень-то жаловал Союз композиторов, членом которого он никак не мог стать, а песни его уже пела вся страна. Как-то, то ли в семидесятые, то в восьмидесятые годы было устроено прослушивание Антонова в Союзе композиторов, на котором молодого композитора подвергли мощной обструкции маститые композиторы тех лет. Танич сидел и слушал, потом не выдержал и сказал: «Что же Вы издеваетесь над человеком? Его песни поет вся страна, а Вы пытаетесь изобразить его бездарным! Ну, если Вы такие умные, сядьте за рояль, покажите как нужно сочинять!». После этого Антонова «клевали», но уже поменьше. А так у него были замечательные отношения со всеми, с кем он работал. Всех перечислить невозможно.

Лидия Николаевна, Вы так бодро и воодушевленно беседуете со мной, просто не могу этого не отметить! Жаль, что наши читатели Вас не видят!

Откровенно говоря, после смерти Михаила Исаевича мы даже и не плакали. Вот, сидим после похорон с дочерьми, хочется плакать! Ставим его песни...и...начинаем улыбаться! Такие у него были песни! Удивительно светлый был человек! Он любил свою работу, свою семью и писал песни, как бы сказали «из любви к искусству», не помышляя ни о каких деньгах, ни о каких наградах! Все, чего он добился в творчестве, пришло к нему через упорный труд и удачу, а она, как известно, сопутствует достойным. Так, что делайте, дорогие друзья, свое дело по жизни честно и добросовестно и удача обязательно Вам улыбнется, а главное всегда помните, что Главнее всего - это погода в доме и в Вашей семье!

Танич о разном...

"Я отсидел 6 лет в одном из самых жутких сталинских лагерей за какую-то ерунду, за анекдот, за слово", - рассказывал как-то Михаил Танич по телевидению. - "Сначала злился, а потом понял: правильно меня посадили. Государство имеет право и должно себя защищать."

Михаил Танич: "Дистанция любви не сокращается... Как кто-то сказал о Пушкине, скажу о ней: Она - мое все. Она - моя дочь, я вырастил её из ничего, от нуля. Она - моя мать, я часто прислушиваюсь к её разумным советам. Всюду в мире, где мы побывали, мы побывали вместе. Все, что я написал, посвящено ей и первой прочтено ею. Мы, в сущности, не разлучались за эти 44 года. Меняли города и квартиры, клеили обои и воспитывали детей. Мы были счастливы, привозя домой сигнальные экземпляры новых книг, ссорились и мирились. Я её зову Люба, и многие думают, что и на самом деле она Люба, а не Лида. Я мог бы её, как делают журналисты, назвать своей Музой, но мне чужд пафос... А прожили они вместе почти 52 года !

И каждый мой день начинается рядом с этой спящей красавицей, обнявшей свою голову в виде венка (как у нее рук хватает ?). Хорошее начало. И не становится она в моих глазах старше - дистанция любви не сокращается.

Так что, мне встретилось чудо ? Солнце ?... Да нет, чудо только в том, что мы вообще встретились и сумели остаться вместе, несмотря на то, что мы совсем разные и у каждого своя библиотека недостатков...

Еще чего ! Стану я ревновать ! - говорит Лидочка. Но никаких женщин вокруг меня быть не должно ! И она, безусловно, права: ведь женщины - это всегда опасно. А с другой стороны, если не видеть вокруг красоты, и женщин в том числе, какой к черту мужик, а тем более писатель ?"

Из книги "Играла музыка в саду".

И все-таки, как заметил поэт-песенник Михаил Танич, содержание и смысл всей детской жизни - футбол: "Для меня он был всем - и гололь-моголем, и сказкой Арины Родионовны !"

"Российская газета"

Официальный сайт группы "ЛЕСОПОВАЛ"